Реформа во ФСИН колоний-поселений и исполнения принудительных работ

Об этом ходили долгие и упорные слухи, основные надежды возлагались на реализацию «Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года», но там долго конь не валялся и в 2016 году её решили подкрепить и в итоге родилась федеральная целевая программа «Развитие уголовно-исполнительной системы (2017 — 2025 годы)». В рамках реализации концепции и федеральной программы в Госдуму внесён законопроект «О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс РФ». Цель которого откорректировать положения кодекса о содержании в колониях-поселениях и исполнении приговоров о принудительных работах.

Инфобюллетень СРОК Реформа во ФСИН колоний-поселений и исполнения принудительных работ Новое в УИК  удо принудительные работы кп колония-поселение исправительный центр изменение уик

Проектом предлагается расширить возможности привлечения к труду двух категорий осужденных:
1) лиц, осужденных к принудительным работам;
2) заключенных, содержащихся в колониях-поселениях.

Колония-поселение — учреждение с наиболее мягким видом режима содержания для лиц, осужденных к уголовному наказанию в виде лишения свободы. В колониях-поселениях содержатся осужденные по нетяжким статьям или лица, положительно характеризующиеся и переведенные в колонию-поселение из исправительных колоний в порядке поощрения. На сегодняшний момент в колониях-поселениях по всей России содержится 26 900 человек, из которых работают около 20 500 осужденных. Таким образом, в случае принятия проекта закона, потенциально возможно дополнительно привлечь к труду порядка 6 000 заключенных, содержащихся в колониях-поселениях.

Проект также направлен на создание условий для организации труда лиц, приговоренных к принудительным работам. Введенное Федеральным законом от 7 декабря 2011 года № 420-ФЗ новое уголовное наказание в виде принудительных работ предусматривалось применять с 1 января 2013 года, однако срок переносился дважды (в последний раз — на 1 января 2017 года). Основной причиной неоднократных переносов сроков явились значительные затраты на введение наказания и организацию его исполнения. Предполагается к 2019 году создать условия для привлечения к принудительному труду не менее 5000 человек. Только за счет системы государственных учреждений данную задачу реализовать будет сложно, поэтому предлагается более шибкое вовлечение в процесс организации принудительных работ гражданских предприятий различных форм собственности.

Инфобюллетень СРОК Реформа во ФСИН колоний-поселений и исполнения принудительных работ Новое в УИК  удо принудительные работы кп колония-поселение исправительный центр изменение уик   Инфобюллетень СРОК Реформа во ФСИН колоний-поселений и исполнения принудительных работ Новое в УИК  удо принудительные работы кп колония-поселение исправительный центр изменение уик

В целях исполнения положений законопроекта предлагается заключение договоров (контрактов) между предприятиями вне зависимости формы собственности и учреждениями уголовно-исполнительной системы (далее — УИС). За счет средств предприятий (что оговорено проектом закона) необходимо будет создать условия для организации труда осужденных, для их безопасного нахождения на предприятии (в соответствии требованиями УИС), и проживания в специально созданных общежитиях.

При подготовке проекта закона использовался действующий опыт. Так, в Республике Коми на одном из хозяйствующих субъектов с 2013 года уже реализуется подобная практика. Для этого подписан договор об использовании рабочей силы осужденных на одном из предприятий лесопромышленного комплекса в п. Жешарт Усть-Вымского района.

Комбинат расположен на удалении 50 километров от колонии, где трудится рабочая сила из числа осужденных-поселенцев в количестве до 300 человек. На территории предприятия за счет комбината было обустроено место для проживания заключенных — общежитие, полностью соответствующее нормам и стандартам УИС. Общие ежегодные затраты предприятия на обеспечение труда заключенных составляли порядка 9 млн. руб. Эффективность такого взаимодействия выразилась в следующем:
для государства:
— коммунальные расходы за проживание осужденных оплачивает комбинат (экономия средств федерального бюджета составила 2,84 млн. рублей);
отпадает необходимость содержать производственный персонал в УИС (условно — 4 мастера производства, экономия за год составила бы 2,5 млн. рублей);
более успешная ресоциализация осужденных (осужденные бесплатно получают профессию, трудовые навыки;
привыкают быть в обществе (14 человек, освободившихся из ИК-31, в дальнейшем остались проживать в  поселке и работать на комбинате, 9 человек работают на предприятии и в настоящее время);
для хозяйствующего субъекта:
за счет увеличения числа работников стабилизировались производственные процессы, значительно возросли налоговые отчисления в республиканский и местный бюджеты (перечислено 1,2 млн. рублей);
для осужденных: — высокая заработная плата (до 45 тыс. рублей) — сильнейшая мотивация осужденных к труду (средняя заработная плата осужденного на предприятии — 16 тыс. рублей, средняя по уголовно-исполнительной системе России — 5,2 тыс. рублей);
погашение ущерба, причиненного преступлением (погашено 1,33 млн. рублей), более высокие шансы для условно-досрочного освобождения.

Инфобюллетень СРОК Реформа во ФСИН колоний-поселений и исполнения принудительных работ Новое в УИК  удо принудительные работы кп колония-поселение исправительный центр изменение уик   Инфобюллетень СРОК Реформа во ФСИН колоний-поселений и исполнения принудительных работ Новое в УИК  удо принудительные работы кп колония-поселение исправительный центр изменение уик   Инфобюллетень СРОК Реформа во ФСИН колоний-поселений и исполнения принудительных работ Новое в УИК  удо принудительные работы кп колония-поселение исправительный центр изменение уик

Но для реализации подобной практики применения труда на гражданских предприятиях необходимо решение следующих правовых проблем.

Колонии-поселения в вопросах трудоустройства осужденных привязаны к месту своей дислокации. При организации принудительных работ заключенные также должны находиться в пределах исправительного центра. Законодательно не предусмотрена возможность размещения (проживания), работы осужденных на предприятиях или общежитиях вне колоний-поселений и исправительных центров.

В соответствии со статьями 604 и 129 Уголовно-исполнительного кодекса осужденные проживают, как правило, в специально предназначенных для осужденных общежитиях, либо им может быть разрешено проживание со своими семьями на арендованной или собственной жилой площади, находящейся в пределах учреждения, исполняющего наказания, или муниципального образования, на территории которого оно расположено. Таким образом, в случае, если гражданское предприятие, на котором предполагается применение труда осужденных, находится вне исправительного центра; колонии-поселения реализовать такую практику невозможно. В тоже время учреждениям уголовно-исполнительной системы с учетом ограниченного финансирования создавать специальные предприятия в пределах колонии или исправительного центра достаточно проблематично.

В связи с этим предлагается внести соответствующие изменения в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации — разрешить использование труда вне исправительных центров и колоний-поселений в местах привлечения осужденных к труду (в пределах субъекта Российской Федерации). Для этого законопроектом вводятся в оборот понятия «объекты организаций привлечения к труду», а также «общежитие, расположенное вне исправительного центра по месту нахождения объектов привлечения к труду».

В целях обеспечения прав указанной категории осужденных законопроектом устанавливаются требования к их материально-бытовому обеспечению, распорядку, возмещению расходов за проживание в общежитии, порядку регистрации, регламенту трудовых отношений. Причем все эти требования аналогичные тем условиям, которые созданы в исправительном центре или колонии-поселении.

Законопроект позволит с минимальными затратами федерального бюджета расширить возможности использования труда осужденных-поселенцев и осужденных к принудительным работам в различных отраслях экономики. В целом реализовать более гибкую систему трудовой ресоциализации осужденных, увеличить количество лиц, освобожденных по условно-досрочному освобождению.

Share This:

, , , , ,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *